Приобщающее к смыслу отношения, врожденное чувство Ты у человека, которого
постигло разочарование в отношениях ко всем отдельным Ты, связанное с
превращением Ты в Оно, возносится над всеми этими Ты, но не отрывается от
них совершенно, устремляясь к своему Вечному Ты. Это не похоже на поиски
чего-либо; поистине, нет никаких исканий Бога, ибо не существует ничего, в
чем нельзя было бы найти Его. Сколь безнадежно глуп тот, кто уклоняется с
пути жизни своей, дабы искать Бога: он не обретет Его, даже обладая всей
мудростью уединения и всем могуществом сосредоточения. Скорее это удастся
ему, когда он просто следует путем своим и лишь желает, чтобы это был этот
путь; в силе этого желания выражается его устремленность. Каждое
событие-отношение есть некий пункт, из которого он может бросить взгляд на
исполняющееся; так что во всех событиях-отношениях он непричастен этому
одному, но также и причастен, поскольку он в состоянии готовности. Будучи
готовым, а не ищущим, следует он путем своим; поэтому у него есть и
спокойная отстраненность по отношению ко всем вещам, и вхождение в
соприкосновение с ними, которое им помогает. Но когда он обрел, сердце его
не отворачивается от них, хотя теперь все ему встречается в одном. Он
благословляет все клетки, приютившие его, и те, что еще дадут ему приют.
Ибо это нахождение - не конец пути, но лишь его вечная середина.
Это - нахождение без поиска; открытие первоначального и первоначала.
Приобщающее к смыслу отношения врожденное чувство Ты, которое не утолит
своей жажды до тех пор, пока не обретет бесконечное Ты, от начала усвоило
его себе присутствующим: но это присутствие еще должно было стать для него
абсолютно действительным в настоящем из действительности освященной мировой
жизни.
Ошибочно полагать, будто Бога можно вывести из чего-либо - из природы как
ее создателя, или из истории как силу провидения, или из субъекта как
самость, которая мыслит себя в нем. Ошибочно полагать, будто есть некая
иная "данность", из которой Его можно вывести, но Он есть для нас
непосредственно, изначально и вечно нам в отношении Сущее; оправдано лишь
обращение к Нему, но не высказывание о Нем.